d7049da4     

Успенский Михаил - Портрет



Михаил УСПЕНСКИЙ
ПОРТРЕТ
В одном учреждении работал молодой специалист. Это было
конструкторское бюро. А он молодой конструктор. Он стоял у кульмана и
конструировал. Остальные учили его, как надо конструировать. И вот как-то
к ним прямо в бюро пришел настоящий художник и сказал, что он художник и
хочет нарисовать портрет молодого современника. Все показали пальцами на
молодого специалиста, фамилия которого оказалась Калюгин. Через некоторое
время стал появляться на холсте и портрет Калюгина. Как следует были
нарисованы только фигура и лицо, а все остальное так себе, едва намечено.
А потом художник подошел к Калюгину и предложил купить портрет за триста
рублей. Калюгин ответил, что за триста рублей можно всю Третьяковку
купить. Лучше он поставит художнику пузырь. Художник обиделся на пузырь и
ушел, бросив портрет. Портрет долго стоял в бюро, вызывая насмешки
конструкторов. Выбросить его было жалко - триста рублей все же, пусть бы
художник нарисовал все как надо, а потом и наколоть его, сказать про
пузырь.
На следующее утро Калюгин почему-то проспал на работу. А когда
явился, получил выволочку, чего с ним никогда не случалось. Огорченный
выволочкой, после работы он решил маленько выпить, но и маленько оказалось
для него много: без привычки уснул посреди дороги, где его чуть не
раздавила спецмашина. Но она его не только не раздавила, а даже подобрала
и увезла. На работе за это заругались еще сильнее и послали Калюгина
убирать картофель. В сельской местности с Калюгиным стали происходить
небывалые вещи: он отлынивал от работы, крал и менял на водку картофель,
то и дело дрался на танцах с механизаторами. За эти художества начальство
перевело его на три месяца в грузчики.
Надо сказать, что, вернувшись в город, Калюгин заметил: в портрете
кое-что изменилось. На кульмане появился чертеж механизма, над которым
Калюгин упорно трудился до сельхоз-работ. Мало того, на чертеже было и,
техническое решение одной проблемы, над которой бился весь институт. Мстя
начальству, Калюгин промолчал и продолжал таскать тяжести. Он сдружился с
грузчиками и перенял у них самые скверные привычки - например, выпивать с
утра. Костюм у Калюгина пообтерхался, обремкался. А на портрете у него
наоборот - появился новый костюм из дорогой ткани. У девушки Капитолины, с
которой Калюгин общался уже три года, чувство любви и дружбы к нему сперва
притупилось, а потом и вовсе угасло. У портрета же на правой руке
появилось крупное обручальное кольцо. Такое продать - месяц можно пить.
На работе Калюгину предложили постоянно оставаться грузчиком - так
оно лучше будет. Калюгин и сам решил, что лучше, - не будет голова ни за
что болеть. Но голова болеть продолжала - требовала опохмела.
Опохмелившись, Калюгин садился на пол, где раньше у него стоял диван, и
любовался портретом. Да и было чем полюбоваться: на портрете Калюгин стоял
среди кабинета с полированным столом и двумя телефонами. Потом настоящий
Калюгин вставал и шел таскать тяжести, которые становились все тяжелее и
тяжелее.
Друзьям по погрузке и выпивке он рассказал, что совсем недавно был
инженером, очень известным, и с него писал портрет знаменитый художник.
Друзья не поверили, пришлось вести их домой. А на портрете изменилось
очень многое: тот Калюгин находился уже не в кабинете, а в дощатом бараке,
одет был в брезентовую робу и обут в болотные сапоги. За окном барака
стояла непролазная тайга. Собутыльники стали смеяться, говорить, что
никакой Калюгин не инженер, что он



Назад